Приятного прочтения!
Глава 3. Поворот от анархизма к социализму
Мексиканские рабочие читают «Письмо Ленина»
Победа социалистической революции в России оказала на международный пролетариат огромное политическое и идеологическое воздействие. Документы Великого Октября, выступления и труды В. И. Ленина, с которыми постепенно стали знакомиться все новые и новые группы латиноамериканских рабочих, вызвали к жизни горячие дискуссии и споры, резко активизировали идейную борьбу в профсоюзных организациях. Левосиндикалистские круги развернули активную пропаганду в поддержку Октябрьской революции, приступили к публикации на испанском языке ряда важных документов Октября. При этом, однако, они, делая важное и полезное дело, нередко исходили из субъективистской интерпретании русских материалов, придавая им по собственной воле анархистскую и синдикалистскую окраску и тем самым немало искажая их подлинный классовый смысл и содержание. Примером такой практики может служить линия мексиканских анархисток и левых синдикалистов.
Накануне Октября в рабочем движении Мексики развернулась борьба за лидерство между правореформистским синдикализмом, ориентирующимся под влиянием Панамериканской федерации труда на «классовый мир», и левосиндикалистским течением, которое выступило в поддержку социалистической революции в России.
Выдающуюся роль в пропаганде сначала анархистских затем анархо-синдикалистских и, наконец, революционно-синдикалистских идей в Мексике играли братья Рикардо и Энрике Флорес Магон, которые еще в 1905 г. создали так называемую Либеральную партию. В своей программе она выступала за свержение диктатуры Порфирио Диаса и отмену собственности на землю.
Рикардо Флорес Магон полагал, что частная собственность «основана на преступлении и поэтому является аморальным институтом. Она - источник всех человеческих бед. Пороки, преступления, проституция, деспотизм порождены собственностью». Рикардо Флорес Магон считал ликвидацию частной собственности главным условием освобождения человечества от буржуазно-феодального гнета. Сам процесс этого освобождения ему представлялся, однако, в типично анархистском духе как «прямое действие» самих масс. Будучи лидером небольшой политической мелкобуржуазной группировки, действующей в основном среди пролетариата столицы, Рикардо Флорес Магон стремился свести всю ее деятельность к организации заговоров и восстаний.
Такая позиция была равнозначна отказу от политических средств борьбы, в том числе и от своей собственной партийной деятельности, В манифесте магонистов от 23 сентября 1911 г. прямо указывалось, что они поднимают «красное знамя» борьбы «против капитала, власти и церкви». Наиболее ярким проявлением этой тактики явилась попытка самостоятельной революционной акции в Нижней Калифорнии в 1911 г. с целью создать в этом районе плацдарм для глубокой социальной революции. «Сжимая в руках винтовку, мы преисполнены решимости завоевать права для пролетариев, завоевать экономическую свободу», «вырвать все из рук буржуазии и сделать все достоянием трудящихся».