Приятного прочтения!

Глава 3.     Поворот от анархизма к социализму

Однако постепенно, шаг за шагом логика интернационалистской солидарности с Октябрем подвела бразильских левых синдикалистов к следующему этапу - признанию целесообразности «государственного социализма», т. е. диктатурыпролетариата.

В документах Астрожилдо Перейры 1917 191У гг. не содержится ни одного прямого упоминания об отрицании пролетарского государства. В выступлениях же многих других   синдикалистов    сплошь   и   рядом   переплетались вместе и отрицание государства, в том числе социалистического, и солидарность с Советской Республикой. Более, того, к такой невероятной путанице мысли все как бы привыкли и уже не видели в этом никакого противоречия.

На рабочих митингах с энтузиазмом принимались резолюции солидарности с российским пролетариатом, «который столь великолепно приступил к революционному делу». А в газете «У Синдикалиста» в те же дни можно было прочитать следующее: «Мы находимся в состоянии войны с частной собственностью, государством и церковью. Цель этой войны — полное уничтожение всех этих институтов. Мы боремся за эпоху анархистского коммунизма... Частная собственность может быть уничтожена лишь с уничтожением ее защитника — государства. Существование одного зависит от другого, поэтому боевым девизом всех борцов за свободу является призыв: Долой государство!» 21.

Первое время, как вспоминает один из популярных лидеров левых синдикалистов, Эдгар Леуенрот, «мы не разбирались в различных течениях русских революционеров. Мы не знали, что отличает их друг от друга. Во всяком случае в то время нас не беспокоила ориентация этих революционеров. Достаточно того, что все они боролись за один и тот же социалистический идеал, т. е. являлись революционерами... Поэтому мы не видели разницы и между отдельными лидерами революции. Все они были равны для нас, как революционеры».

Такое состояние являлось вполне естественным, ибо сразу разобраться во всех перипетиях политической борьбы в России было нелегко. И тем не менее преобладало стихийное настроение горячей симпатии к Октябрьской революции и Советской Республике. Это нашло свое подтверждение в резолюции массового митинга рабочих Рио-де-Жанейро, состоявшегося по инициативе синдикалистов 1 мая 1918 г. В резолюции собрания выражалась «глубокая симпатия к русскому народу, ведущему в этот момент открытую и героическую борьбу против капитализма и государства»23. И хотя в России речь шла не о борьбе с государством, ибо задача состояла как раз в защите и укреплении молодого социалистического государства, тем не менее привычная формула негативной оценки государства всем казалась вполне естественной.

Своеобразное и противоречивое сочетание анархистских взглядов на проблему государства с настроениями солидарности с Советской   Республикой   побудило   руководителей бразильского революционного синдикализма выработать новый подход к проблеме революции и власти. Немалую роль в этом сыграло ознакомление с рядом теоретических трудов В. И. Ленина, в первую очередь с его книгой «Государство и революция». Большое впечатление произвела также Конституция РСФСР, принятая. в 1918 г.

В мае 1919 г. Эдгар Леуенрот и Антонио Дуарте Кап-дейас опубликовали брошюру «Что такое максимализм, или большевизм?», в подзаголовке которой указывалось — «Коммунистическая программа».

Оглавление