Приятного прочтения!

Глава 4.     Под красными знаменами

Однако рабочий класс держался стойко и продолжал последовательно выступать с интернационалистских позиций.

Такое же положение было и на Кубе. Любопытно, что группа анархистов-интернационалистов Гаваны, развернув движение солидарности с Россией, распространяла среди рабочих так называемый «купон для присоединения к России». Каждый желающий присоединиться к революционному движению в России должен был указать свое имя и место жительства и «приложить два сентаво для оплаты расходов по пересылке заявления в Россию». Такова была весьма наивная, но искренняя попытка создать нечто вроде бригады добровольцев-переселенцев.

Присоединение к «революционному движению в России» могло осуществиться, конечно, отнюдь не в форме добровольной эмиграции, о которой упоминалось в кубинском «купоне», а лишь путем организации массового движения солидарности с Россией, путем борьбы против местного капитала и империализма США. Именно так и поступил кубинский пролетариат.

Ветеран рабочего движения на Кубе Антонио Пеничет Гомес в своих статьях 1918—1919 гг. оценивая роль солидарных действий, отмечал, что «для рабочего класса Кубы открываются новые горизонты», «все помыслы людей труда теперь связаны с победой большевизма».

На митингах, во время стачек кубинские рабочие энергично протестовали против отправки войск интервентов в Россию. Свой восторг и чувства горячей симпатии к «братьям, которые в России установили социалистическую Республику Советов», выразил состоявшийся в Гаване в апреле 1920 г. Национальный рабочий конгресс. «Красная Россия,— отмечалось в документах конгресса,— является лучом света, манящим примером и стимулом для эксплуатируемых рабочих масс, стремящихся к своему освобождению и справедливости... Мы посылаем нашим русским братьям свидетельство нашей революционной солидарности».

Этот документ выражал подлинные настроения и чувства всего кубинского пролетариата, всех рабочих Латинской Америки, всех революционных сил континента. Многочисленные и смелые выступления в защиту Советской Республики, широкая пропаганда идей «максимализма», укрепление боевого духа пролетарского интернационализма — такова была атмосфера, в которой жил и боролся латиноамериканский пролетариат в первые годы после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

История  классовых боев 1917—1920 гг.   в  Латинской Америке позволяет сделать три вывода.

Во-первых, налицо огромное идеологическое воздействие .Великой Октябрьской социалистической революции и «русского максимализма» на эволюцию мировоззрения левых синдикалистов, вплоть до их разрыва с анархизмом. Труднее всего для них оказалось принять диктатуру пролетариата, увидеть, как писал В. И. Ленин, что «развитие вперед, т. е. к коммунизму, идет через диктатуру пролетариата и иначе идти не может, ибо сломить сопротивление эксплуататоров-капиталистов больше некому и иным путем нельзя» 39. После серьезных внутренних колебаний и сомнений многие из синдикалистов признали необходимость борьбы за создание пролетарского государства.

Во-вторых, вооруженные бои 1918—1920 гг. явились пролетарскими и революционными по своему характеру.

Оглавление