Приятного прочтения!

Глава 2.     Враги и друзья новой России

Обобщая взгляды социалистов-интернационалистов, в той же газете «Аделанте» (7 и 8 февраля 1918 г.) Луис Эмилио Рекабаррен опубликовал большую статью, в которой развивал идеи о международном значении «рабочей и революционной России, которая вырвет мир из когтей войны и станет наиболее прочной защитой подлинной демократии. Прошло немногим более месяца со дня победы максималистов, но уже можно сказать, что этот короткий отрезок времени равнозначен столетию... Мечты и надежды глупцов, как именовали социалистов, превратились сегодня не только в действительность, но и в подлинный источник прогресса и счастья человечества... Победа максимализма в России — это непреходящая основа борьбы за свержение капиталистического режима, империализма и милитаризма во всем мире».

В Уругвае, как отмечает Франсиско Р. Пинтос, «меньшинство членов партии, возглавляемое мелкобуржуазными интеллигентами, было настроено против Октябрьской революции. Большинство же, включавшее всех трудящихся и некоторых представителей интеллигенции, с энтузиазмом встретило победу социалистической революции». В Бразилии положение являлось прямо противоположным:, лишь меньшинство социалистов высказывались в поддержку Октября, а большинство оказались в стане ее ярых противников.

Левые социалисты Латинской Америки с первых же дней стали союзниками и друзьями Октябрьской революции, а некоторые из них (В. Кодовилья, Л. Э. Рекабар-рен, Р. Гиольди) глубоко осознали ее пролетарский характер, ее международное значение, горячо поддержали большевиков.

Не все друзья Октябрьской революции четко понимали ее значение и классовый характер. Некоторые из них воспринимали социалистическую революцию в России по-своему, в зависимости от собственного опыта, привычных взглядов  на   общество,   представлений о лучшей   жизни. Так, легендарный вождь мексиканских крестьян Эмилиа-но   Сапата, политически  необразованный, но   честный  и искренний борец за счастье обездоленного народа, видел в Октябре прежде всего столкновение интересов бедных и богатых, крестьян и помещиков. Крестьянская сторона революции,  Декрет о земле — вот что прежде всего интересовало Сапату, вот чем он восхищался в первую очередь.  Он инстинктом революционера-бойца почувствовал подлинно народный характер русской революции. И именно это ощущение побудило его сказать в письме к генералу Хенаро Амескуа 14 февраля 1918 г. следующие знаменательные слова по адресу Октябрьской революции:

«Мы много выиграли бы и много выиграло бы дело человеческой справедливости, если бы народы нашей Америки и все нации старой Европы поняли, что борьба революционной Мексики и свободолюбивой России представляют общее дело   всего   человечества,   высшие   цели всех угнетенных народов мира. Обе революции направлены против того, что Лев Толстой называл «величайшим преступлением»: против гнусного присвоения земли, которая, являясь естественным достоянием всех людей, как вода и воздух, была присвоена кучкой могущественных людей, опирающихся на вооруженную силу армий и несправедливость созданных ими законов. И здесь и там на противоположной стороне баррикады находятся богачи и господа — бесчеловечные, алчные и жестокие, веками беспощадно эксплуатирующие огромные массы крестьянства... Неудивительно, что трудящиеся всего мира приветствуют русскую революцию и восхищаются ею».

Сапата не мог понять пролетарский характер революции, он не был знаком с учением Маркса и Энгельса о классах и классовой борьбе, ничего он не знал ни о диктатуре пролетариата, ни о программе большевиков. Все это так. Но тем более привлекает в этом крестьянине ум, ненависть к социальной несправедливости, восхищение героизмом революционной России и её народа.

Оглавление